Спортивный портал - Andrewsattic

Спортивный портал - Andrewsattic

» » Теория и история архитектуры, реставрации и реконструкция историко-архитектурного наследия. Усиление и восстановление фундаментов

Теория и история архитектуры, реставрации и реконструкция историко-архитектурного наследия. Усиление и восстановление фундаментов


Из Греции пришла необычная новость. Архитекторы и археологи исследуют возможность строительства новой версии одного из Чудес света Древнего мира – гигантской статуи Колосса Родосского. Но это далеко не первый случай в истории, когда потомки восстанавливают известные сооружения, разрушенные их предками. И сегодня мы расскажем про 5 самых наглядных примеров такой реконструкции спустя поколения .

Александрийская библиотека

Один из наиболее известных случаев восстановления здания спустя много столетий после его разрушения связан с египетским городом Александрия. Правда, речь идет не о другом Чуде света Древнего мира, Александрийском маяке, а о куда более важном для наших времен учреждении – библиотеке.

Александрийская библиотека, основанная в третьем веке до нашей эры, была одним из крупнейших научных центров Древнего мира. В ней хранилось, предположительно, до 700 тысяч папирусных свитков, а руководители этого собрания играли важную роль не только в научной, но также в религиозной и политической жизни государств, которые управляли на тот момент городом Александрия.



Но в начале первого тысячелетия новой эры Александрийская библиотека сильно пострадала в результате нескольких войн и мятежей. Считается, что она окончательно прекратила свое существование в седьмом веке во время арабского завоевания Египта, когда халиф Оман произнес ставшую легендарной фразу относительно судьбы книг из библиотечного собрания: «Если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны, а если не согласуется, то их следует уничтожить в любом случае».



Александрийская библиотека оставалась лишь записью на странице всемирной истории вплоть до 2002 года, когда на предполагаемом месте древнего книгохранилища появилось новое библиотечной здание, построенное в современном стиле. Строительство этого сооружения по проекту норвежской студии Snohetta и австрийского архитектора Кристофа Капелле началось в 1988 с позволения президента Египта Хосни Мубарака.



В новой Александрийской библиотеке хранится около 8 миллионов изданий, из которых 500 тысяч находится в общем доступе. В комплексе площадью 70 тысяч квадратных метров, помимо книгохранилища, находятся также музеи, образовательные учреждения, планетарий, художественные галереи и лаборатория по реставрации древних рукописей.



Во время Революции в Египте в 2011 году жители Александрии стали вокруг библиотеки живой цепью, чтобы не дать погромщикам и мародерам уничтожить лишь недавно восстановленный научный центр мирового уровня.

Храм Христа Спасителя

5 декабря 1931 года можно считать «черным» днем в истории российского православия. Именно тогда двумя мощными взрывами был уничтожен знаменитый , одно из величайших религиозных сооружений во всем мире.



Этот храм был построен в течение сорока с лишним лет девятнадцатого века, его заложили в августе 1837 года в честь двадцатипятилетия Бородинской битвы, а закончили в 1883. Церковь стала «главным» культовым сооружением Российской Империи, в ней короновали, венчали и отпевали монархов, здесь Чайковский впервые представил общественности свою знаменитую «Увертюру 1812 года». Но Советской Власти этот храм не пережил.



На его месте после сноса планировалось построить гигантский небоскреб Дворца Советов высотой в 100 этажей и 495 метров, однако Великая Отечественная война нарушила эти грандиозные планы. А потому со временем на месте уже вырытого котлована упомянутого выше здания был возведен бассейн «Москва» - самый большой в мире открытый бассейн, функционировавщий даже в зимнее время.

Но после распада Советского Союза и реабилитации православия России, было принято решение восстановить Храм Христа Спасителя в прежнем облике. Закладка новой церкви состоялась 5 декабря 1990 года, первая служба – в августе 1996, а великое освящение храма прошло 19 августа 2000.



Сейчас Храм Христа Спасителя снова стал «главной» церковью России, кафедральным собором Русской Православной Церкви.

Хрустальный дворец

Хрустальный дворец был в конце девятнадцатого – начале двадцатого века для Лондона таким же символом, как для Парижа Эйфелева башня. Этот выставочный зал площадью 90 тысяч квадратных метров построили из чугуна и стекла в 1851 году к Всемирной выставке.



После окончания Выставки, Хрустальный дворец разобрали и по частям перевезли на другое место, в лондонское предместье Сиднем-Хилл, которому данное сооружение дало новое название – Кристал Пэлас (район известен сейчас, в основом, благодаря одноименному футбольному клубу).

Внутри Хрустального дворца были обустроены оранжереи, а вокруг – шикарный парк с фонтанами, искусственными водопадами и прудами. Со временем там появился и футбольный стадион.



Во время Первой Мировой войны в Хрустальном дворце расположился учебный центр британской армии, а после окончания боевых действий – научная лаборатория Джона Бэрда, одного из «пионеров» телевидения.

30 ноября 1936 года Хрустальный дворец прекратил свое существование – он сгорел в пожаре, оставив после себя только металлический остов, разобранный затем на металлолом. Место пустовало до наших дней, когда появились планы по восстановлению легендарного лондонского объекта.



В 2013 году власти Лондона и китайская девелоперская компания ZhongRong Group объявили о начале открытого архитектурного конкурса на право строительства . В шорт-лист этого соревнования вошли Zaha Hadid Architects, David Chipperfield, Roger Stirk Harbour + Partners, Grimshaw, Marks Barfield Achitects и Haworth Tompkins – это крупнейшие британские архитекторы современности.



Начало возведение здания запланировано на 2015 год. Это будет сооружение длиной 500 метров и высотой 50, в котором откроется один из крупнейших в британской столице торговых, выставочных и развлекательных центров. Смета строительства нового Хрустального дворца в Лондоне составит 500 миллионов фунтов стерлингов.

Запорожская Сечь

История центральной части современной Украины неразрывно связана с Запорожским казачеством (в Украине говорят «козачеством») – военным сословием, которое организовалось в некое подобие государства, управляющего достаточно значительными территориями. Административным центром запорожских казаков считалась Сечь – крупная деревянная крепость, в которой располагались руководящие органы Войска Запорожского.



История знает десяток Сечей, которые сменяли друг друга в течение трехсот с лишним лет, - укрепления переезжали с места на место по разным объективным и субъективным причинам. Но самой известной их них является крепость на острове Малая Хортица на территории современного города Запорожье. Именно с нее началась история украинского казачества, и именно с этой местностью оно, в первую очередь, ассоциируется.



Последняя Сечь на берегах Днепра пала в 1775 году, чтобы появиться снова уже в начале третьего тысячелетия. Правда, выросшая в первом десятилетии двадцать первого века на острове Хортица в Запорожье деревянная крепость больше не несет военного назначения. Это музей Запорожского казачества – историческая реконструкция целого города с церковью, жилыми, административными, производственными, учебными и коммерческими зданиями.



Оригинальное здание, появившееся в 1599 году, сгорело в 1613, пожар начался во время спектакля ««Генрих VIII». Новое сооружение на этом месте появилось в 1614, когда Шекспир уже уехал из британской столицы в свой родной город Стратфорд, но просуществовало оно также недолго, в 1642 его закрыли под натиском возмущений пуритан – радикальных английских последователей протестантского проповедника Жана Кальвина.

Со временем здание театра было снесено, и даже само его местонахождения забылось, пока в 1989 году его фундамент не был обнаружен на территории автостоянки в центре Лондона. Археологические исследования дали историкам понимание, как выглядел и функционировал знаменитый театр Шекспира. Тогда и появилась идея его восстановления в прежнем виде.



Правда, новый «Глобус» построили в 200 метрах от его исторического прототипа. Зато это практически точная копия оригинального здания, в котором все повторяет планировку и функциональность театра семнадцатого века. И даже крыша над зрительскими ложами была сделана из соломы, что было строго-настрого запрещено в Лондоне после Великого пожара 1666 года.



Нынешний «Глобус» функционирует по прямому назначению. В нем в теплое время года (с мая по октябрь) ежедневно показывают шекспировские спектакли. При этом, как и во времена Великого Барда, большая часть мест в зале – стоячие, будто это фан-зона на современном рок-концерте. Правда, и цена на эти билеты соответствующая – 5 фунтов стерлингов.


Сохранение исторических зданий - вещь для европейской градостроительной политики привычная. Иногда они настолько щепетильны в этом вопросе, что способны сохранить единственный оставшийся аутентичный кирпич в полностью восстановленном историческом здании, будто в этом камне сосредоточены вся энергия и смысл архитектурного памятника. Чаще всё-таки реконструкция более полноценна, и во многих городах Европы есть примеры прекрасных решений в области реновации исторических зданий и районов.

Два корпуса бывшей сельскохозяйственной фермы в польском городе Лешно - известная картина обветшалых и полузаброшенных зданий где-нибудь на окраине старого города. Усилиями архитекторов из бюро NA NO WO Architekci «морально устаревшая» территория ожила и теперь здесь современный центр для пожилых людей, включающий апартаменты, ресторан, реабилитационный и медицинский центр с сопутствующей инфраструктурой.

Проект курировался архитекторами от концепции до сдачи объекта в эксплуатацию. Помимо восстановленных исторических зданий, построенных в разное время, в комплекс было включено ещё два корпуса. Весь ансамбль пришлось стилистически связать, что архитекторы сделали при помощи дизайнерских перфорированных стальных листов Cor-Ten. Ржавый цвет пластин создаёт эффект «налета старины», как бы уравнивая историческое и современное, перекликаясь по колориту с центральным корпусом из красного кирпича.

Эти же листы образуют балюстраду просторной террасы на крыше бывшей конюшни.

Исторически сложившееся пространство было существенно расширено. Во внутреннем дворе организовали фонтан и рекреационный сад с зелёными участками для отдыха и досуга.

Во французском городе Монруж есть образец другого типа реновации исторических сооружений, ставший достаточно популярным в последнее десятилетие. От здания бывших конюшен второй половины XIX в. сохранились одни стены, да и те долгое время стояли руинами посреди исторической застройки.

Для того чтобы не восстанавливать здание полностью и не сносить оставшуюся часть, архитекторы из бюро Aedificare решили вписать современное здание в сохранившийся остов. Решение оказалось весьма удачным - экономичное и практичное жильё не требует декорирования, а восстановление исторической кирпичной кладки стен не было столь трудоёмким и затратным.

Современная постройка была облицована цинком, и красноватый тон гармонично сочетается с перекрытиями и карнизами стен и крышами окружающих домов.

Порой хватает небольших деталей, чтобы оживить и освежить самое старое здание. Тому пример - церковь Сан-Франческо в испанском городке Санпедор. Проект реновации разрабатывался архитектором Давидом Клосесом (David Closes) и готовился как каталонский павильон на Венецианскую биеннале 2014 года.

В бывшем женском монастыре, построенном в начале XVIII в., историческое наследие сталкивается с современными динамическими формами, которые открыто характеризуют нашу эпоху. Резкие линии, углы и кубические объёмы из стекла и стали, казалось, должны были вносить дисгармонию, но благодаря аккуратной и ненавязчивой расстановке, они не разрушают впечатление целостности архитектурного произведения.

В ходе реконструкции архитектор оставил многочисленные следы разрушения - швы и трещины в стенах, даже обвалившийся купол.

В этом диалоге раскрывается преемственность, но не пассивная, - разговор идёт от лица двух эпох. В споре с современным актуализируется былое, его «голос» становится более звучным. Здесь образец реконструкции, которая не консервирует, но продлевает и обновляет жизнь архитектурного памятника.

Продолжая тему, хотелось бы отметить ещё 2 проекта, удивляющих необычностью решений реновации архитектурного наследия.

Замок Матрера в испанском городе Вильямартин был построен ещё в IX веке и за более чем 1000 лет значительно износился, частично рухнув в 2013 году и оставив за собой почти бесформенную каменную гору руин. В этот же год за реконструкцию памятника взялись архитекторы из Carquero Arquitectura.

Замок стоял на ландшафтной границе, где долина переходит в горный хребет, отчего роль его ландшафтного ориентира была значительна. Поэтому главной задачей архитекторов было восстановление утерянного объёма.

Так как законом запрещены так называемые миметические реконструкции (то есть современное восстановление первоначального вида), архитекторы решили построить массивный объём, который служил бы опорой и фоном сохранившимся фрагментам.

Суть такой реставрации сами архитекторы видели в том, чтобы, избегая ложной исторической фальсификации, отменяющей все следы времени, создать проект, который отражает своё собственное прошлое в его физической последовательности, сохраняя эстетическое и историческое значение.

Несмотря на негодование со стороны местного архнадзора и жителей, проект удостоился первой премии Architizer A+Award в 2016 году.

Если сравнивать с недалёким прошлым, современность располагает куда большими средствами восстановления и реставрации. И не только в материале, но и в области методов и решений. Так, в Утрехте, на одной из центральных площадей, произвели историческую реновацию при помощи световой визуализации.

Для того чтобы показать, что в этом месте, под землёй, проходит древняя, времён Римской империи, крепостная стена, архитекторы из OKRA маркировали эту часть световой инсталляцией, которая меняет цвет в течение дня и во время праздников. Вдоль линии света был установлен ряд ржавых железных листов, где нанесены очертания и линии крепости и крепостных стен.

Реновация в области исторического архитектурного наследия требует очень деликатного отношения. Кроме того, часто перед архитекторами и градостроителями встают проблемы, которые решить традиционными и привычными методами не всегда возможно. Для этого необходимо изменить угол зрения и искать нетривиальные подходы. И чем нестандартнее решение, тем выше риск ошибиться и быть непонятым, но результат часто оправдывает риск. Иногда самые безнадёжные, с точки зрения восстановления, объекты можно оживить при помощи самых разнообразных подходов. Поэтому никогда не надо спешить списывать старое архитектурное произведение в утиль, решение найдётся, что мы и попытались показать на вышеуказанных примерах.

Реконструкция промышленных объектов на сегодняшний день — одна из наиболее актуальных тем для проектов и исследований. В Европе этот вопрос освещен рядом монографий: «Old Buildings. New Design» (Charles Bloszies), «Converted Industrial Buildings» (Tamara Rogic) и другие. С течением времени обозначилось несколько направлений джентрификации. «Индустриальная археология», изучающая материальные свидетельства индустриального развития стран, ратует за консервацию таких объектов и создание на их основе музеев техники. Однако следует отметить, что объем требующих сохранения зданий и комплексов настолько велик, что консервации всех их не представляется возможной, как и возврат к уже выведенной функции. В связи с этим подход, включающий смену наполнения, наиболее распространен. Он подразумевает минимальное или экстремальное вмешательство в объемно-пространственные характеристики здания в зависимости от изначальных параметров.


Особый интерес приобретает вопрос о реконструкции, когда речь заходит о приспособлении бывших фабрик и заводов под жильё. Здесь возникает понятие лофт, которое зародилось в США и имеет более чем полувековую историю. Оно связано с джентрификацией территорий, прежде депрессивных: в 30-40-х годах XX века в Нью-Йорке пустующие промышленные и складские здания начали сдаваться в аренду как жилые. С течением времени популярность лофта нарастала, и само понятие эволюционировало.

На сегодняшний день под этим словом понимается реконструкция под жильё любого исторического здания, основными чертами которого являются неоштукатуренные кирпичные фасады, высокие потолки, возможность свободной планировки квартир и создания антресольных этажей.

В России наиболее интенсивно освоение производственных зданий идёт в Москве. По данным консалтинговой компании S.A. Ricci совокупный объем предложения лофт-апартаментов в Москве в 2012 году составил около 55 тыс. кв. м. Это не только офисы и выставочные пространства, но и жильё класса «элит». Однако, несмотря на всё увеличивающийся спрос и многочисленность концепций реновации промышленных территорий, фактически реализованным жилым проектом является единственный объект — многофункциональный комплекс с жилыми апартаментами «Даниловская мануфактура 1867» (реализация — 2011 год), расположенный по адресу: Новоданиловская наб., 9.


Проект разработан архитектурными мастерскими «АБ Цимайло Ляшенко партнеры» (концепция) и «Сити-Арх». Один из корпусов — «Ряды Солдатенкова» — частично заполнен квартирами.

Первоначальная функция Даниловской мануфактуры — текстильная фабрика. Объекты такого типа принято относить к группе зданий, требующих минимума модификаций при реконструкции под жильё. В целом к этой категории можно отнести фабрики с ячейковой структурой, делением или возможностью деления на этажи высотой от 2,5 до 3,5 м (в зависимости от класса жилья), остеклением по длинным сторонам здания, ориентированного восток-запад при ширине корпуса до 14 м, или остеклением по четырем сторонам при более широком или круглом в плане корпусе. Возможность устройства атриума является неотъемлемым преимуществом при широком корпусе.

Объёмно-планировочные характеристики Даниловской мануфактуры таким образом максимально близки структуре многоквартирного жилого дома: удобное деление на этажи, ритм окон, традиционное боковое остекление большой площади, протяжённость корпусов. Конструктивная схема с неполным каркасом и шагом колонн около 3,8 м позволяет создать свободную планировку жилья и безболезненно расположить лестнично-лифтовые узлы. Широтная ориентация корпуса, запроектированный коридорный тип и использование только существующих лестничных клеток не даёт возможности обеспечить инсоляцией квартиры, выходящие полностью на север.

С учётом данных параметров корпус может разместить в себе жильё определённого типа — апартаменты. Апартаменты — относительно новый формат на рынке недвижимости. К такому типу жилья не применимы привычные нормы инсоляции, что облегчает в ряде случаев проектирование.

Помимо уже построенных объектов многие находятся на стадии реализации: квартал Wine House, комплексы Loft Garden, Studio 8, Soho Loft Apartments.

В состав элитного квартала Wine House (архитектурное бюро «SPEECH Чобан Кузнецов»), строящегося по адресу Садовническая ул., 57, входит, кроме новых корпусов, реконструируемое здание фабрики«Товарищество Петра Смирнова» (годы постройки 1888-1889 гг.).



Так же, как и в корпусах Даниловской мануфактуры, конструктивная схема здесь — неполный каркас с внешними несущими стенами. Внутренние колонны позволили разместить в объеме квартиры современного стандарта со свободной планировкой.


Высота потолков лофт-апартаментов составляет от 3,7 до 4,5 м, на мансардном этаже — до 6,7 метра, что даёт возможность расположить внутри дуплексы. Меридиональная ориентация фабричного корпуса даёт возможность для проектирования жилого дома коридорного типа без ущерба для инсоляции.

Проект «Studio №8» — 14 корпусов бывшего конструкторского бюро. Застройка после реконструкции блокированная. За счёт надстройки зданий стало возможным расположить в здании двух- и трёхуровневые квартиры-блоки. Реконструируемый широкий корпус также размещает внутри себя квартиры в несколько уровней на всю высоту здания, однако то обстоятельство, что часть квартир-блоков выходит полностью на север, исключает любое жильё, кроме Loft Garden (ул. 2-я Рыбинская, д.13, Сокольники) — бывшее отделение конструкторского бюро Российского авиационного завода имени Михаила Леонтьевича Миля 1951 года постройки.


Высота потолков здесь более 3,6 м, остекление занимает большие площади — всё это позволяет разместить в корпусах жильё класса «комфорт». В ходе реконструкции была произведена полная замена инженерных сетей, реставрация фасадов, установка современной системы пожаротушения.

Широтная ориентация здания в сочетании со стремлением максимально использовать длину всего корпуса, «нарезав» его на возможно большее количество жилых ячеек, спровоцировало использование коридорного типа жилого дома. При игнорировании инсоляции единственное допустимое решение по жилым ячейкам — апартаменты.

Soho Loft Apartments — бывшие складские помещения дореволюционной постройки (элеватор 1893г., архитектор И.С. Епанешников) в Басманном районе Москвы. Специализация комплекса — апартаменты для владельцев мототехники. Лофт-апартаменты оборудованы индивидуальными лифтами, предназначенными для подъёма мотоциклов наверх — в помещения лофтов. Подвальный этаж оборудован под парковку мотоциклов. После реконструкции здание представляет собой секционный жилой дом с лестничными клетками, обслуживающими по четыре квартиры. Конструктивная схема — неполный каркас: внешние несущие стены и внутренний несущие колонны так же, как и в предыдущих проектах позволяют придерживаться свободной планировки квартир с выгораживанием лишь санузлов.

Как видно из вышеописанных примеров архитекторы стремятся расположить в бывших производственных корпусах именно апартаменты. Причин этому несколько. Во-первых, использование такого типа жилья облегчает поиск проектных решений для корпусов практически любых объёмно-пространственны характеристик: позволяет игнорировать такие параметры, как инсоляция и глубина помещений.

Во-вторых юридически апартаменты считаются жильём временно го пребывания, в котором нельзя прописаться, поэтом; стоимость апартаментов на 15-20% ниже, чем стоимость обычных квартир. В целом таким образом инвестор несколько снижает риски, повышая экономическую; привлекательность жилья в бывших фабриках. Тем не менее, в Москве лофт считается жильём высокого класса, и их цена колеблется от $4 550 до $30 000; квадратный метр.

Все упомянутые московские проекты имеют яркую особенность: располагаясь в центре города, обеспечивают необходимую инфраструктуру для престижного жилья. В случае реконструкции не отдельных зданий, а территорий осуществлена комплексна) реконструкция. Только при комплексном подходе воз можно расположение внутри бывших промышленные зон жилья. Одна из главных причин — вывод производства за пределы участка и устранение санитарных зон.

Если в Москве рождается осознание высокой ценности лофтов, то в Петербурге реконструкция промышленности под жильё не развивается вовсе. Несмотря на огромные ресурсы. Согласно исследованиям компании PETERLAND (консалтинговая компания, работающая на рынках недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области), проведённым по ситуации на 2011 год, площадь промзон относительно общей площади Санкт-Петербурга в его административных границах (143,9 тыс.га) составляет 4%, относительно же главной части города (60,6 тыс.га без пригородов) -около 10%.

Возможная причина — довольно консервативная политика города и жителей в этом вопросе, а также несовершенство местного законодательства, риски, связанные с редевелопментом, отсутствие возможности вливания государственных инвестиций в проекты реконструкции.

Для Петербурга характерна практика реконструкции промышленных объектов под коммерческую недвижимость и так называемые креативные пространства — это путь наименьших по сравнению с жильём рисков и затрат. Районы, в которых расположены объекты под реконструкцию — промзоны, в некоторых цехах которых всё ещё функционирует производство. Реновация этих территорий под жильё возможна лишь при комплексном подходе, предусматривающем полное выведение производства и устранение санитарных зон. Таким образом, складывается ситуация, при которой жилой лофт в Петербурге практически не представлен. В основной массе это проекты, замороженные на стадии проектирования или интерьерные проекты. Последние характерны лишь стилизацией под бывшие фабрики, что, тем не менее, подтверждает факт интереса к данного рода эстетике.

В уже упомянутую группу зданий, требующих минимума модификаций, входят и бывшие казармы, перепрофилированные в промышленные объекты. В Петербурге к таким объектам относится проект жилого дома 2006 года, расположенного по адресу: Виленский пер., 15 (генпроектировщик — 000 «АМ Шендеровича»). Это один из немногих реализованных примеров реконструкции промышленных корпусов. Здание представляет собой тип промышленного объекта, перепрофилированного из бывших казарм: в 50-60-х годах XX века здесь располагался ЦНИИ материалов. Бывший завод расположен в Центральном районе Петербурга и входит в охранную зону центра города с уже сложившейся инфраструктурой. Рядовая периметральная застройка создаёт образ жилого квартала, характерного для Петербурга.

Объектом охраны КГИОП являются фасады и объёмно-планировочные структуры строения. Проект предусматривал надстройку корпусов двухуровневыми мансардами с отступом в два метра от лицевой части под уклоном 30 градусов: мансарда, таким образом, не выделялась, что сохраняло силуэт здания.

Изначальная функция комплекса, ещё до прихода сюда производства, — казармы. Этим можно объяснить сходство объёмно-пространственных характеристик корпусов со структурой жилого здания: внешние и внутренние поперечные несущие стены, шаг несущих конструкций от 5 до 7 м, высота этажа в свету 3,5 м, традиционное для жилья боковое остекление большой площади.


Проект предусматривал расположение квартир в лицевом флигеле. Его широтная ориентация определила двустороннюю ориентацию квартир для обеспечения необходимой инсоляции.

Петербург, равно как и Москва, обладает обширным фондом промышленных объектов, требующих реконструкции. Реконструкция под жильё широкого спектра бывших фабрик и заводов значительно расширит рынок недвижимости Петербурга и Москвы, и если Москва начинает осваивать свой промышленный потенциал, то Петербургу это лишь предстоит. Кроме этого обстоятельства некоторым образом снизятся темпы массового строительства, город перейдет от экстенсивного к интенсивному пути развития, снижая темпы разрастания своего контура, заполняя функционально пустые зоны и включая их в городскую структуру. Это позволит повысить плотность населения в этих зонах, а что особенно важно — в зонах транспортных узлов, зачастую находящихся в границах заброшенных территорий.

Реконструкция промышленных территорий — это сохранение туристические привлекательных объектов, вероятность вливания инвестиций. Среди объектов, расположенных в промышленных зонах, формирование которых относится к периоду индустриализации, зачастую можно встретить ценные объекты, в том числе имеющие юридически закрепленный статус памятника. По причине того, что эти объекты находятся под охраной государственных структур, снос их невозможен, так же как и возврат к первоначальной функции в связи с переходом к качественно новым принципам экономики и производства. Эти здания, наряду с корпусами, не имеющими законодательно закрепленного статуса памятника, обладают значительными архитектурными достоинствами: огромные окна, высокие этажи, экспрессивные интерьеры и экстерьеры. «Это те черты, которые так часто можно встретить в старых зданиях и так редко в современных».

Цель политики использования бывших промышленных территорий — правильный баланс между сохранением и модификацией: со слишком большими изменениями будет утерян городской характер, в то же время без изменений города будут переживать стагнацию. Идеальный баланс ведет к городскому разнообразию. Однако как уже было сказано выше: лишь комплексная реконструкция зон неиспользуемых промышленных зданий может решить вопросы функционально пустых зон. Районы, в которых расположены объекты под реконструкцию — промзоны, в некоторых цехах которых все еще функционирует производство. Реновация этих территорий под жилье возможна лишь при подходе, предусматривающем полное выведение производства и устранение санитарных зон.

Реконструкция в архитектуре это :

  • перестройка здания для улучшения его функционирования (например, театральных зданий для удобств зрителей) или для использования его по новому назначению (дворцовых и культовых зданий для размещения музейных и выставочных экспозиций).
  • воссоздание нарушенного (утраченного) первоначального облика населенного пункта, ансамбля или отдельной постройки, скульптуры или искусства, которое создается из частей или фрагментов памятника, на основе сохранившихся частей.

Реставрация и реконструкция памятников

За долгое время эксплуатации конструктивные элементы зданий подвергаются воздействию внешних и внутренних факторов. В результате этого происходит изнашивание, разрушение и даже утрата элементов декора, архитектурных деталей. Продлить “жизнь” архитектурных зданий можно проведя реконструкцию, выполняя всё правила безопасности и этапов работ. Перед началом проведения работ стоит изучить архивные материалы по “объекту”. Выявить облик здания, определить историческую ценность архитектурного памятника. Так же можно извлечь из этих архивов, какие материалы использовались, этапность постройки и многое другое, что может пригодиться при анализе работ.

Реконструкция памятников архитектуры. Этапы.

Первым этапом производят земляные работы , для исследования фундамента и подошвы строения. Отметим, что земляные работы при реконструкции зданий-памятников архитектуры обычно проводятся в стеснённых условиях, при которых не всегда применимы новейшие технологии и методы, что существенно замедляет и осложняет процесс. Основание памятников архитектуры и других видов строений, наиболее подвержены неблагоприятным воздействиям. Сильное разрушение оказывает вода. Поднятие грунтовых вод или по другим факторам. В зимнее время избыточно влажные грунты могут сильно и неравномерно промерзать, что вызывает процесс пучения. При оттаивании весной у таких грунтов ухудшаются физико-механические свойства, что неизменно приводит к частичной потере несущей способности оснований. При реконструкции оснований используется метод укрепления грунтов химическим, термическим или физико-механическим способом. Далее производиться укрепление фундамента .

Восстановление стен. Стены являются одним из основных конструктивных элементов зданий. Они также и наиболее подвержены воздействию внешних факторов. В случаях разрушения или потери частей стен их заменяют или реставрируют. Так же производятся другие виды работ по укреплению. Существует такая распространенная проблема, как протечки или "влажные" стены. Они ликвидируются путём гидроизоляции балконов и гидрофобизации стен снаружи. Однако при наличии правильно смонтированной качественной фасадной системы такой проблемы обычно не возникает.

Следующий этап усиление перекрытий . После усилений фундамента и стен переходим к перекрытиям. В реконструкции, исходя из оценки состояния элементов здания, и если они требую полной замены, целесообразнее разрушить старое здание и построить новое. Конструктивные элементы исторических зданий выполнены из материалов разной степени прочности: каменные стены и фундамент большинства памятников архитектуры рассчитаны на довольно долгий срок службы (100-150 лет), в то время как деревянные перекрытия без ремонта могут эксплуатироваться не многим более 60 лет. В разных ситуациях и различных состояний здания можно заменить деревянные перекрытия на железобетонные, что увеличить сроки эксплуатации. При плохом состоянии стен и фундамента лучше поменять на деревянные.

Реконструкция крыши. Наиболее распространённые причины неудовлетворительного состояния крыши заключаются в неисправности или неправильном устройстве системы вентиляции, нарушении гидроизоляции и низком уровне теплозащиты. В зданиях-памятниках архитектуры нередко отсутствует устроенная надлежащим образом система вентиляции. Реконструкция памятников архитектуры - ответственный процесс, требующий значительного объема финансовых вложений, тщательного сбора и анализа данных о здании, чёткой последовательности работ. Основной целью модернизации является не только сохранение исторически значимого здания, но и возможность эксплуатации его. Новые разработки в области оборудования и материалов способствуют не только продлению срока «жизни» памятника архитектуры, но и позволяют избежать дополнительных затрат на повторный ремонт.

Цитата СП 13-102-2003:

В действующем Своде правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятом Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. N 153 под реконструкцией здания понимается «комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания».