Спортивный портал - Andrewsattic

Спортивный портал - Andrewsattic

» » Получение медной скульптуры техникой гальванопластики. Техника гальванопластики в домашних условиях Гальванопластика - наши работы

Получение медной скульптуры техникой гальванопластики. Техника гальванопластики в домашних условиях Гальванопластика - наши работы

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - это электрохимический процесс, в результате которого на поверхности какого-либо предмета, форму которого хотят воспроизвести, осаждается толстый слой металла. ГАЛЬВАНОПЛАСТИКУ используют в тех случаях, когда у металлической детали (оригинала изделия) очень сложная форма и обычными способами (литьем или механической обработкой) ее трудно или невозможно изготовить.

Основной целью ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ является получение точной металлической копии предмета или воспроизведение формы предмета посредством электролитического осаждения металлов.

При ГАЛЬВАНОПЛАСТИКЕ осадки получаются массивными, прочными, легко отделяющимися от покрываемой поверхности.

В нашей работе основное применение в ГАЛЬВАНОПЛАСТИКЕ имеет медь, более ограниченно мы используем никель и хром.

Метод ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ дает самые неограниченные возможности для творчества, и наши мастера постоянно находят новые и новые формы применения этой технологии.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - технология электролитического копирования рельефных оригиналов, - позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем, мемориальных досок, табличек с надписями, а также эта технология широко применяется при реставрации или создании предметов интерьера.

Технология ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКУ применяют для изготовления изделий (копий) с уникальной детали (формы) сериями или небольшими партиями.

Соответственно, для технологии ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ нужна форма, с которой будут делать остальные копии изделия из гальванопластики .

Формой называется специально разработанный, сконструированный и изготовленный образец для снятия с него копии с использованием технологии гальванопластики . С формы (которая может быть весьма дорогой) получают определенное число копий.

Копия - это заготовка, полученная электролитическим осаждением металла на поверхности формы и отделенная от нее. В дальнейшем, после механической обработки, копию используют по назначению.

Технология гальванопластики может применяться как к формам из электропроводящего материала (например, чеканка по металлу), так и к копируемым изделиям из не электропроводящего материала.

Технология гальванопластики успешно применяется в разнообразных сферах жизни, бизнеса и дизайна. Ее использование открывает потрясающие возможности для ювелирного дела, мебельного производства, багетных мастерских, изготовления церковной утвари и сувенирной продукции, а также многих других областей.

Относительная дешевизна материалов и простота в работе, позволяет получать с помощью технологии гальванопластики высококачественные изделия (точные копии оригиналов), не уступающие, а часто превосходящие по красоте аналоги, изготовленные по другим дорогостоящим и сложным технологиям, например литью из бронзы.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - преимущества

С помощью ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ можно с большей точностью, чем любым другим способом, воспроизводить предметы до мельчайших подробностей. Появляется возможность изготавливать предметы таких сложных форм, что производство их другими способами либо невозможно, либо слишком дорого.

В каком случае покупатель предпочтёт изделие из гальванопластики , а не отливку или чеканку ? Это может быть в нескольких случаях - когда цена ниже, высокое качество соответствует требованиям заказчика и необходимо выполнить определенное количество абсолютно одинаковых изделий из гальванопластики в короткий промежуток времени.

Изготовление копий методом гальванопластики предоставляет ряд преимуществ:

  • высокое качество воспроизведения
  • возможность точного воспроизведения фактуры и рельефа оригинала
  • возможность изготовления изделий с высотой рельефа до 20 мм
  • возможность изготовления изделий размером 60 х 100 мм
  • толщина металла копии - от 1 до 3 мм
  • возможность финишной отделки изделий из гальванопластики - придание заданного цвета и покрытие защитными материалами
  • низкая стоимость по сравнению с другими технологиями - литьем и чеканкой
  • возможность изготовления, как единичных изделий, так и крупных партий
  • высокая скорость и возможность быстрого начала производства
  • производство гальвано изделий при отсутствии сборки (подгонки частей и их пайки) менее трудоёмкий процесс, чем литье по выплавляемой модели
  • меньший вес изделия из гальванопластики по сравнению с изделием из отливки

Поверхность медной репродукции методом гальванопластики идеально и до мельчайших деталей совпадает с оригиналом. Это позволяет нам делать неотличимые от оригинала медные декоративные изделия с поверхностью, например, коры дерева, выделанной кожи, фактуры камня, растительных и художественных орнаментов и т.д. Ни один из известных методов репродуцирования не даёт таких впечатляющих результатов!

Медная гальванопластика имеет преимущества перед изделиями, отлитыми из бронзы. Литье из бронзы может иметь усадку, непролив или продольную деформацию. Средняя толщина большого бронзового рельефа не может быть меньше 5 мм. Все это отражается и на цене, и на весе изделия из литья. Изделия же из ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ могут быть толщиной от 1 мм и больше, и не имеют отклонений от геометрии оригинала (формы).

Изделия из ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА позволяет производить нам широкий спектр предметов декоративно-прикладного искусства и предметов интерьера, таких как:

  • декоративные и ажурные элементы, орнаменты, узоры, надписи и т.д. по эскизам заказчика или копиям изделий
  • декоративные металлические накладки для художественного оформления изделий из металла, дерева, стекла, натурального камня и т.д.
  • плакетки с гербами, эмблемами и знаками
  • таблички, логотипы, символы, фирменные знаки
  • бюсты, портреты, мемориальные доски
  • картины и декоративные панно из металла
  • изделия по религиозной тематике - иконы, барельефы, оклады, медали, венцы для икон и т.д.
  • рельефные вставки и рельефы для мебели в этнических и исторических стилях
  • медные элитные раковины с художественным и дизайнерским оформлением
  • медные цветочные горшки и вазоны

Наши возможности производства изделий из гальванопластики :

  • сохранение точной копии оригинала и воспроизведение рельефа (до 20 мм в высоту)
  • размер изделия (копии) - до 60 х 100 мм
  • толщина металла - до 3 мм
  • материал гальванопластики - медь
  • минимальная партия - от 5 шт.
  • декоративная отделка и придание заданного цвета – да
  • выполнение защитного покрытия - да
  • монтаж в рамку из дерева (дуб, ясень) - да

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - цена

Цена гальванопластики зависит от объема заказа, размера копии, требуемого качества поверхности, толщины покрытия, конфигурации и сложности изделий, наличия оригинала изделия, наличия эскиза, вида обработки и отделки.

В среднем цена гальванопластики (обработанное готовое изделие с покрытием и в рамке) составляет 100 000 руб. за 1 кв. м. При наличии правильного оригинала и количества от 10 шт. цена гальванопластики может быть уменьшена в 2-3 раза.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - наши работы

В этом разделе представлены примеры наших работ изделий гальванопластики .

Фото 1. Гальванопластика плакетка

Фото 2. Гальванопластика плакетка

Фото 3. Гальванопластика плакетка

Фото 4. Гальванопластика плакетка

Фото 5. Гальванопластика плакетка

Фото 6. Гальванопластика плакетка

Фото 7. Гальванопластика плакетка

Фото 8. Гальванопластика плакетка

Фото 9. Гальванопластика плакетка

Фото 10. Гальванопластика плакетка

Фото 11. Гальванопластика плакетка

Фото 12. Гальванопластика декоративное панно

Фото 13. Гальванопластика декоративное панно

Фото 14. Гальванопластика декоративное панно

Фото 15. Гальванопластика декоративное панно

Фото 16. Гальванопластика плакетка

Фото 17. Гальванопластика декоративное панно

Фото 18. Гальванопластика декоративное панно

Фото 19. Гальванопластика декоративное панно

Фото 20. Гальванопластика декоративное панно

Фото 21. Гальванопластика - икона, гальванопластика медью , обработка меди никелем, чернение фона

По представленным работам у нас уже есть готовые формы для быстрого изготовления гальванопластики (2-3 дня) и Вы можете купить гальванопластику , которая Вам понравилась.

Если Вам необходимо изготовить гальванопластику по индивидуальному заказу, то условия и этапы см. ниже.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - этапы работы, заказ и изготовление

Для того, что бы мы смогли изготовить гальванопластику для Вас необходимо осуществить заказ.

В зависимости от вида гальванопластики и изделия в целом заказ может быть двух видов:

  • упрощенный заказ гальванопластики – через Интернет, когда требуется изготовить гальванопластику как отдельное изделие, не привязанное к другим изделиям, и для ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ не требуется монтаж
  • заказ гальванопластики с выездом на место , выполнение обмеров и обсуждение деталей монтажа изделия

Основные этапы при заказе гальванопластики следующие:

  • получение от Заказчика исходной информации - идея, стиль, эскиз, размеры, материал, вид изделия, способ крепления, фото места, где планируется разместить изделие и т.д.
  • определение размеров и способа монтажа - при необходимости
  • определение предварительной цены гальванопластики
  • подготовка и согласование эскиза и чертежа (сложный эскиз выполняется за отдельную плату)
  • определение конечной цены гальванопластики и стоимости монтажа (при необходимости)
  • оплата аванса за - 50%
  • изготовление гальванопластики с возможностью предоставления фотоотчета для контроля процесса
  • сдача готового изделия Заказчику и/или выполнение монтажа изделия по месту
  • окончательный расчет - 50%

При изготовлении гальванопластики мы применяем уникальные собственные и новейшие разработки в области технологии гальванопластики , что позволяет нам повысить качество воспроизводимых копий и сократить время, затрачиваемое на их изготовление.

Заказать изготовление гальванопластики у нас можно, воспользовавшись электронной почтой Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или телефонами из раздела контакты .

Закажите изготовление гальванопластики у нас, и Вы получите качественное выполнение и превосходный результат.

Гальванопластика

Получение медной скульптуры техникой гальванопластики

Одно из первых применений гальванопластики — создание декоративной скульптуры. Техникой гальванопластики в 30-40-х гг. XIX века в России было изготовлено значительное число скульптуры, сохранившейся до нашего времени (например, часть скульптуры на фасаде Исаакиевского собора в Ленинграде, скульптура в Екатерининском парке города Пушкина и др.).

Свое произведение скульптор обычно создает в глине или пластилине. Однако работа никогда не остается в этих материалах — она передается в руки мастеров, переводящих скульптуру в более прочные материалы, не разрушающиеся со временем: медь, бронзу или чугун.

Воспроизведение скульптур в бронзе или чугуне возможно только литейным способом, к сожалению, не дающим возможности получить скульптурное произведение с абсолютной точностью: при отливке ухудшается передача мельчайших штрихов, а вместе с ними меняется манера, в которой воспроизведена лепка.

Для того чтобы воссоздать скульптуру в металле с сохранением всех деталей работы скульптора, прибегают к технике гальванопластики, область которой, занимающаяся репродуцированием скульптур, называется художественной гальванопластикой . Под репродуцированием понимают изготовление копий со скульптур, исполняемых с полным сохранением объемных размеров и фактуры (характером обработки поверхности).

Следует отметить, что скульптурой называют как оригинал, изваянный скульптором, так и полученную с него в каком-либо материале копию. Исходную скульптуру называют моделью в отличие от окончательной копии, являющейся репродукцией . Последняя, изготовленная в металле при помощи гальванопластики, называется гальванорепродукцией .

Термин «скульптура» применяют не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к меньшим по размерам предметам (например, медалям).

С точки зрения техники репродуцирования важнейшее значение имеет пространственный (объемный) характер очертаний скульптуры. По этому признаку скульптуру обычно подразделяют на одностороннюю и многостороннюю.

Односторонняя скульптура предназначена для рассмотрения с мест, расположенных на центральной оси, перпендикулярной к плоскости фона. К односторонней скульптуре относят барельефы (низкий рельеф) и горельефы, имеющие высокий рельеф (в горельефах выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона).

Многосторонняя скульптура (статуи) может рассматриваться с любого места и со всех сторон, хотя всегда имеет главную, фасадную сторону.

Промежуточной между односторонней и многосторонней является медальерная скульптура . Она обычно сочетается из двух односторонних скульптур, одна из которых представляет лицо (аверс), вторая — оборотную сторону (реверс). Реверс медали очень часто снабжается только текстом.

Со скульптуры, выполненной в глине или пластилине, обычно снимают из гипса черновые формы, из которых затем удаляют глиняные модели, разрушая последние. Черновая форма, как правило, состоит из двух (реже трех) частей — раковин (рис. 2). С отдельных раковин снимают гальванические копии, которые затем спаивают между собой так, что получается объемная металлическая репродукция.

Рис. 2. Раковина гипсовой черновой формы.

Для получения обратного отпечатка — формы в практике художественной гальванопластики, как уже говорилось, применяют воск, озокерит, пластилин, восковой сплав, а также герметик «Виксинт».

Для форм, имеющих низкий рельеф, пригодны также и другие материалы, например листовое «органическое стекло» — пластмасса, которую перед прессованием размягчают в горячей воде. Из всех форм самыми совершенными, отличающимися абсолютной точностью, являются медные формы, получаемые непосредственно техникой гальванопластики. Восковые и пластмассовые формы обычно служат для воспроизведения плоских скульптур (барельефов, орнаментированных блюд, медалей) и других художественных изделий, не имеющих «замков» (поднутрений), то есть изделий, снимаемых с форм «на выход».

Медные формы , получаемые гальванопластикой, удовлетворяют самым высоким требованиям: они дают точное воспроизведение, обладают, высокой электропроводностью, не имеют усадки (особенно свойственной восковым составам) и многократно могут быть использованы для репродуцирования.

Способ изготовления медных форм заключается в том, что металл наращивают непосредственно на гипсовую или восковую модель. Предварительно, как и при наращивании металла в гипсовую или восковую форму, рельеф модели натирают графитом для придания ей электропроводности.

Нарастив металл на модель, получают ее обратное изображение (контррельеф), то есть форму. Обычно такие формы изготавливают толщиной 2-3 мм.

Подготовка таких форм перед наращиванием в них металла отличается от подготовки восковых, гипсовых или иных неметаллических форм. Такие формы не нуждаются в электропроводящем слое, но зато нуждаются в нанесении на их рабочую поверхность так называемого разделительного слоя , препятствующего сращиванию металла формы с металлом, откладывающимся в процессе электролиза. В качестве разделительного слоя подойдет, например, слой серебра. Для получения такого слоя готовят специальный состав, для чего 10 г нитрата серебра растворяют в 0,5 л воды и смешивают с раствором хлорида натрия (любой концентрации). Выпавшие хлопья хлористого серебра отделяют деконтированием, растворяют в 5-10%-ном растворе гипосульфита и опускают в этот состав медную форму.

Серебрение поверхности формы производят без применения источника электрического тока — за счет химической реакции: серебро, восстанавливаясь до металлического, покрывает медную форму равномерным тончайшим слоем (толщиной в десятки мкм). Дальнейшее осаждение серебра из раствора прекратится, как только образовавшаяся пленка серебра прекратит непосредственное соприкосновение меди с раствором серебра.

Этот способ вытеснения одного металла другим в результате разности их электрохимических потенциалов называется контактным.

Гальванопластика - это электрохимический процесс, в ходе которого воссоздается форма изделия за счет осаждения на нем металла. Метод гальванопластики подразумевает покрытие металлом неметаллических поверхностей.

Применение технологии

Гальванопластика нередко применяется по отношению к различным изящным предметам (ювелирным изделиям, орденам и медалям, монетам, раковинам, цветочным горшкам, скульптурам, портретам и т.п.). Чаще всего в гальванопластике используется медь. Однако могут применяться и другие металлы, в том числе никель, хром, сталь, серебро.

При соблюдении всех технологических требований отличить скопированный предмет от оригинального можно лишь по барьерному слою или по удалению оригинала. Причем все работы вполне возможно выполнить своими руками в домашних условиях.

Обратите внимание! Покрытие копируемого изделия должно быть электропроводящим. Если материал лишен такого свойства, на него наносится бронза или графит.

Создание формы

С изделия, которое будем копировать, снимаем отпечаток. Для этого понадобится какой-нибудь легкоплавкий металл, пластилин, гипс или воск. Если используем металл, обрабатываем копируемый предмет мылом и кладем его в картонную коробку. Далее заливаем туда легкоплавкий сплав.

Когда отливка завершена, достаем изделие и полученную форму подвергаем вначале обезжириванию, а затем меднению в электролите. Чтобы избежать металлических отложений с тех сторон, где нет оттиска, расплавляем металл в кипящей воде для получения матрицы. Форму заливаем гипсом. На выходе получаем копию.

Для создания матрицы понадобится такая композиция:

  • воск - 20 частей;
  • парафин - 3 части;
  • графит - 1 часть.

Если форма создается из диэлектрического материала, на ее поверхность наносим электропроводное покрытие. Проводниковый слой наносим либо путем восстановления металлов, либо механическим способом, подразумевающим нанесение чешуйчатого графита при помощи кисточки.

Еще до начала механической обработки поверхности растираем графит в ступе, просеиваем его сквозь сито. Наилучшая адгезия графита наблюдается с пластилином. Гипсовые, деревянные, стеклянные и пластмассовые формы, а также папье-маше эффективнее всего обработать раствором бензина и воска. Когда поверхность еще не просохла, наносим на нее графитовую пыль, а прилипшее вещество сдуваем направленным потоком воздуха.

Гальваническое покрытие нетрудно отделить от матрицы. Если форма металлическая, создаем на поверхности оксидную или сульфидную электропроводящую пленку. К примеру, на серебре это будет хлорид, на свинце - сульфид. Пленка поможет легко отделять форму от покрытия. В случае с медью, серебром и свинцом покрываем поверхность 1% раствором сульфида натрия, чтобы возникли нерастворимые сульфиды.

Материалы и оборудование

Когда форма готова, кладем ее в гальваническую ванну, подключенную к электрическому току (чтобы не допустить растворения разделяющей пленки). Вначале осуществляем покрытие проводящего медного слоя в условиях небольшой плотности тока.

Нам понадобится следующий состав:

  • медный купорос - 150-200 граммов;
  • серная кислота - 7-15 граммов;
  • этиловый спирт - 30-50 миллилитров;
  • вода - 1 литр.

Рабочая температура в электролитной ванной - 18-25 градусов по Цельсию. Плотность тока - от 1 до 2 Ампер на квадратный дециметр. Спирт понадобится для улучшения смачиваемости покрытия. В качестве источника постоянного тока можно использовать зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Также нам нужен амперметр с возможностью измерения силы тока от 0 до 3 или 5 ампер. Обычно на зарядках амперметр уже имеется.

Реостатом послужит нихромовая проволока. Ее наматываем на любую пластину из керамики. Вполне сгодится спираль от электрообогревателя.

В качестве ванночки подойдет любая пластмассовая емкость объемом от 2 до 50 литров, в зависимости от имеющихся потребностей. Медную пластинку используем как анод.

Обратите внимание! Площадь анода должна быть приблизительно равна площади обрабатываемых деталей.

Чтобы создать токопроводящий слой для изделия, добавляем в бронзовый порошок несколько капель лака. Рекомендуется использовать бесцветный нитролак. Лак нужно сделать более жидким, поэтому разбавляем его ацетоном до консистенции жидкого лакокрасочного состава.

Процесс изготовления

Берем примерно 20-сантиметровый отрезок многожильного кабеля и извлекаем из него проволоку. Защищаем изоляцию по обеим сторонам проволочки, один ее конец сгибаем под углом 90 градусов и приклеиваем к пластиковой детали мгновенным клеем. Причем клей БФ не подойдет, так как его растворит .

Когда предметы высохнут, осуществляем их обезжиривание с помощью средства бытовой химии (например, стирального порошка). Далее промываем изделие в проточной воде или обрабатываем его ацетоном.

Детали достаточно крепко зафиксированы на проволоке. Теперь их можно по одной окунать в заранее подготовленную бронзовую краску или же наносить этот материал кистью. Вся поверхность должна быть равномерно окрашена. Рекомендуется использовать изолированную проволоку от кабеля, иначе медь будет попадать на голый провод, что приведет к дополнительному расходу анода.

После часового высушивания поверхности высушенные концы проводов скручиваем между собой. Детали не должны соприкасаться друг с другом. Далее присоединяем изделия к плюсовому контакту и погружаем их в ванну. Спустя несколько секунд после погружения начнется заметный невооруженным взглядом процесс омеднения.

Толщина медного покрытия может колебаться в зависимости от обстоятельств, но для мелких предметов она составит примерно 0,05 миллиметра. В ванне детали находятся в течение 15 часов. Регулировку тока осуществляем перемещением контакта по нихромовому реостату в рамках 0,8-1,0 Ампер. После омеднения повышаем ток до 2 Ампер. Когда срок выдержки деталей истечет, промываем предметы в проточной воде, высушиваем их, а проволоку отрезаем. Зачищаем проволоку и подготавливаем ее к следующей процедуре.

Следующий этап - полировка. Для этого пригодится двигатель, оснащенный металлической круглой щеткой. Эта работа требует определенного умения. В результате у нас должна получиться поверхность, выглядящая как черненая бронза с отдельными блестящими участками. Если сразу не удалось добиться нужного результата, снова наносим серную мазь, нагреваем изделие над огнем и полируем.

Для тех, кто сомневается в эффективности описанной выше процедуры, предлагаем сделать пробу. Для этого понадобится емкость для электролита, куда нужно опустить немного меди. Одну деталь окрасьте из пульверизатора 2-3 слоями в бронзовый цвет. Далее нужно подсоединиться к батарейке без использования реостата. Также подойдет адаптер от плеера.

Другие металлы

Помимо меди, на неметаллическую поверхность можно наносить и другие металлы, в том числе золото или серебро. Серебряная гальванопластика может осуществляться одним из двух способов: химическим или электрохимическим. Химическое серебрение производится путем погружения изделия в прокипяченный раствор с серебром. Электрохимический процесс дает более надежный результат, так как покрытие получается более прочным в результате воздействия электротока. Серебряная гальванопластика широко применяется при производстве ювелирных изделий.

Итак, гальванопластика дома вполне возможна. Процесс достаточно трудоемкий и требует определенных навыков, однако конечный результат того стоит.

В 1836 году русский ученый Борис Семенович Якоби открыл способ получения электролитическим путем копий в металле. Это было выдающееся открытие, в истории культуры оно может быть приравнено к открытию книгопечатания.

Открытие было названо гальванопластикой, так как осаждаемая в процессе электролиза медь пластически точно воспроизводила форму, на которую она осаждалась. После открытия гальванопластики Б. С. Якоби продолжал работать над усовершенствованием своего изобретения и только в 1838 году продемонстрировал его в Академии наук в Петербурге. С тех пор гальванопластика получила свое широкое распространение.

В 1844 году в Петербурге впервые в мире было организовано крупное промышленное гальванопластическое предприятие - завод по изготовлению монументальной скульптуры. Завод был основан М. Лейхтенбергским * при консультации Б. С. Якоби. В 1857 году завод был продан предпринимателям Генке, Плеске и Морану, которые, кроме гальванопластики, организовали также бронзовое литье для скульптуры ** .

* (Максимилиан Лейхтенбергский (1817-1852) - сын итальянского вице-короля Евгения Богарне, муж дочери Николая I Марии. )

** (Справочник "Статистические сведения о фабриках и заводах". СПб., 1863 )

Завод Лейхтенбергского вначале назывался "С. - Петербургское гальванопластическое и художественной бронзы предприятие", но позднее, в связи с введением на заводе чугунного художественного литья, он стал именоваться: "С. - Петербургское гальванопластическое и литейное предприятие".

Первым гальванопластическим предприятием Б. С. Якоби по праву считал "Гальванопластическое отделение Экспедиции заготовления государственных бумаг", которое в полупроизводственных условиях в 1839 году первым освоило технику гальванопластики * .

* ("Записки АН". СПб., 1869, т. XV, кн. 1 )

Первой моделью для репродуцирования послужила работа известного русского скульптора Федора Петровича Толстого. Это был барельеф с изображением сцены из "Одиссеи" Гомера: "Пир женихов в доме Одиссея". Вторым образцом для репродуцирования в металле Б. С. Якоби избрал привезенный П. Г. Демидовым из Италии барельеф работы скульптора Д. Дернини с изображением великомученицы Екатерины.

Б. С. Якоби хранил первые образцы гальванопластических барельефов как память о своем изобретении. Экземпляры барельефа Ф. П. Толстого теперь хранятся в Русском музее, там же хранится и одна из форм работы Ф. П. Толстого, который позднее сам освоил технику гальванопластики.

Изобретение и усовершенствование гальванопластики, получившей большую популярность, привлекло внимание значительного круга лиц, и скоро гальванопластика нашла применение в различных областях искусств и техники, в частности в полиграфии и художественной печати.

По этому поводу министр финансов Я. Ф. Канкрин в докладе на высочайшее имя писал: "Неожиданно быстрое развитие гальванопластики и многоразличное применение оной в художествах, фабриках и ремеслах вызвали необходимость министерств организовать подготовку специалистов по этой отрасли техники * ". Одним из первых учебных заведений, открытых по инициативе Канкрина, был гальванопластический класс при рисовальной школе для вольноприходящих в Петербурге. Класс был открыт в 1840 году Департаментом мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. Школа находилась в здании Петербургской таможни. Педагогический персонал школы состоял из профессора моделирования и формования, учителя гальванопластики, технического помощника, надзирателя и сторожа ** . На должность профессора в школу был приглашен скульптор П. К. Клодт, который с большой готовностью принял предложение преподавать в этом учебном заведении *** .

* (ЦГИАЛ, ф. 560, оп. 4, д. 1114, л. 1 )

*** (ЦГИАЛ, ф. 18, оп. 2, д. 1906, л. 6 )

Школе активно помогал и сам изобретатель этого нового вида искусства - он прислал свои книги и прочел в школе курс гальванопластики * , состоявший из 12 лекций, "которые соответствовали практическим занятиям гальванопластического класса и имели весьма полезное влияние на слушателей". На лекциях присутствовало в общей сложности 1700 человек ** . Для проведения практических занятий школой был приглашен скульптор В. В. Газенберг *** . В школе Газенберг преподавал гальванопластику и технические искусства. Скульптор В. В. Газенберг был одним из пионеров гальванопластики, применившим впоследствии этот метод для объемной скульптуры. Этому предшествовала работа, которая проводилась в лаборатории М. Лейхтенбергского, оборудованной им в Зимнем дворце.

* (ЦГИАЛ, ф. 18, оп. 2, д. 1906, л. 12 )

** (ЦГИАЛ, ф. 18, оп. 2, д. 1906, л. 138 )

*** (Архив АН СССР, ф. 187, on. 1 и 425 )

Работы над получением круглой скульптуры велись в лаборатории с 1840 по 1841 год. У Б. С. Якоби тогда еще не было опыта изготовления круглой скульптуры в формах. По этому поводу в сообщении Б. С. Якоби Академии наук от 25 октября 1838 года говорится: "Что касается изготовления целых статуй, то мне кажется, что здесь нужна еще сильно усовершенствованная техника, особенно если они будут малы и сложны по своей конфигурации. Покрывать статуи из гипса, воска или свинца слоем меди. - это не имеет ценности и является своего рода варварством, которое может быть допустимо лишь для предметов второстепенного значения. Но если бы таким путем могли быть изготовлены целые статуи, то это было бы таким шагом вперед, на который я пока не смею рассчитывать... * "

* (Архив АН СССР, ф. 1, оп. 2, л. 612(1839) )

В 1841 году экспериментальные работы увенчались успехом, и 23 апреля 1841 года Б. С. Якоби представил Академии наук бюст короля прусского "в натуральную величину", выполненный из меди гальванопластическим путем скульптором В. В. Газенбергом. При этом Б. С. Якоби сообщил Академии о том, что это первый опыт приложения гальванопластики "к производству кругло-выпуклых фигур в столь значительных размерах". Б. С. Якоби предложил наградить художника В. В. Газенберга из своей премии, которая ему была присуждена в 1840 году * .

* ("Журнал Министерства народного просвещения", 1841, № 9 )

В 1842 году Б. С. Якоби снова демонстрировал в Академии наук скульптурные работы, выполненные техникой гальванопластики в лаборатории М. Лейхтенбергского. Среди этих работ были следующие: конная статуя Наполеона I, купидон (статуэтка), конная статуэтка, вызолоченный бюст старика, статуэткасова, кувшин на блюде (по оригиналу Бенвенуто Челлини) и другие изделия декоративно-прикладного искусства.

Разрешение проблемы изготовления круглой скульптуры методом гальванопластики было огромным вкладом в технику репродуцирования скульптуры и сыграло огромную роль в декоративной, монументальной и станковой скульптуре первой половины XIX века.

Гальванопластическая скульптура Исаакиевского собора

Одними из первых гальванопластических работ, выполненных в производственных условиях, были декоративные украшения Исаакиевского собора. Общий проект внешнего оформления собора был разработан его главным строителем архитектором О. Монферраном в 1825 году. Он создал несколько вариантов, пока не остановился на окончательном решении.

По замыслу архитектора декоративная скульптура должна была подчеркнуть основные архитектурные членения и объединить отдельные части здания: собор предполагалось украсить барельефами и статуями на фронтонах, барельефами на трех дверях и нишах за портиками, а также статуями на аттике и балюстраде главного купола. Подробные эскизы этих композиций были утверждены в 1839 году.

Проект внутреннего убранства собора был составлен О. Монферраном в том же году. Проектирование внешнего оформления собора и внутреннего его убранства совпало со временем развития и совершенствования гальванопластики как метода репродуцирования скульптуры.

Декоративная скульптура Исаакиевского собора, наряду с бронзой, содержит многочисленные образцы гальванопластической скульптуры, изготовленной вначале в лаборатории М. Лейхтенбергского, а затем в созданном им "Гальванопластическом предприятии".

Официально для выполнения скульптуры Исаакиевского собора методом гальванопластики был приглашен в 1842 году Б. С. Якоби * .

Первым автором, создавшим скульптуру для Исаакиевского собора в технике гальванопластики, был известный скульптор И. П. Витали, приглашенный О. Монферраном из Москвы в 1841 году. Гальванопластическая скульптура собора в подавляющем большинстве выполнена по модели этого скульптора. Всего И. П. Витали гальванопластикой выполнено для собора свыше шестидесяти монументальных произведений.

Гальванопластическая скульптура мастерской И. Гамбургера

Примером полупромышленного изготовления скульптуры техникой гальванопластики в середине XIX века могут служить работы мастерской М. Гамбургера, создавшей в этой технике значительное количество декоративной скульптуры.

И. Гамбургер хорошо владел техникой гальванопластики. Пройдя школу в лаборатории Б. С. Якоби, он в 1839-1841 годах создал собственную мастерскую, где не без успеха репродуцировалась в металле крупная объемная скульптура. Затем мастерская И. Гамбургера расширилась, благодаря поддержке Академии художеств ей удалось получить в Министерстве финансов значительную ссуду. Эта ссуда была выдана И. Гамбургеру в связи с получением им заказа на изготовление некоторых деталей к памятнику Ивану Сусанину и царю Михаилу Федоровичу в Костроме * . Автором памятника был В. И. Демут-Малиновский. Гамбургер быстро освоил особенности производства и на заре гальванопластики считался одним из лучших мастеров в этой области. "Гамбургер. - читаем мы в "Библиотеке для чтения". - ...делает медные формы и оттиски не с одних только восковых моделей, а и с деревянных, бумажных и вообще всяких, которых вещество нерастворимо в воде, не с одних только барельефов, а и с круглых изображений. На днях положил он венец своему искусству отлитием из медного теста по тому же способу, помимо большого бюста А. Н. Оленина, и полной круглой статуи Венеры. Все черты, вся красота форм мраморной античной модели сохранены в этом металлическом слепке с точностью и отчетливостью, которых один только гальванизм может достигнуть... ** "

* (ЦГИАЛ, ф. 560, оп. 5, д. 155 )

** ("Библиотека для чтения", 1839, IX, т. XXVI, ч. II, отд. VII )

Работы И. Гамбургера не раз отмечались в печати того времени.

Образцы гальванопластической скульптуры, выполненные в металле в мастерской И. Гамбургера, широко и разнообразно представлены в Екатерининском парке города Пушкина. Гальванопластическая скульптура установлена на балюстраде террасы парка, на аллее парка, вблизи пруда.

Эта скульптура, выполненная техникой гальванопластики более ста лет назад, находится в удовлетворительном состоянии. Почти вся она изготовлена комбинированной техникой: гальванопластической и медночеканной. Только часть деталей, например кисти рук у отдельных фигур, выполнена из литой бронзы (литые детали изготовлены при реставрации). Размер скульптуры в полтора-два раза больше натуральной величины.

Вся скульптура выполнена с высокой точностью гальванопластического репродуцирования. Способом бронзового литья даже по восковой модели, который широко применялся в то время, нельзя было бы достигнуть таких результатов без дополнительных чеканных работ.

Современная гальванопластическая скульптура

Способ гальванопластического воспроизведения скульптуры, получивший широкое применение в изобразительном искусстве XIX века, к концу столетия вышел из употребления и был почти забыт. Только в советское время, особенно с сороковых годов, эта техника снова нашла свое применение в скульптуре.

После изучения и разработки новых технологических приемов гальванопластический метод был возобновлен заводом "Монументскульптура" и лабораторией Московского института прикладного и декоративного искусства. Он быстро привлек внимание многих советских скульпторов исключительной точностью воспроизведения скульптуры. Наряду с бронзовым литьем гальванопластика приобрела широкое промышленное значение и используется в настоящее время не только для декоративной и станковой портретной скульптуры, но и для создания монументальных памятников.

Сравнивая скульптуру, воспроизводимую техникой чеканки и гальванопластикой, В. И. Мухина писала: "Применение меди по способу гальвано дает еще более тонкие и четкие формы (чем выколотка. - Н. О.) и позволяет применять этот способ в любых размерах. Этот возрождаемый сейчас исконно русский способ художественной обработки металла особенно перспективен, так как он сочетает в себе легкость и дешевизну листового металла с точностью воспроизведения формы, присущей литой скульптуре... * " Преимущество этой техники перед литьем заключается еще и в том, что она дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок и таким образом снижает расход металла, упрощает монтаж и облегчает нагрузку на строительные конструкции. Это особенно важно для архитектуры.

* (Мухина В. И. Художественное наследие. 1960, т. II )

Ряд работ видных советских скульпторов - М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича, Н. В. Томского и других - воспроизведен техникой гальванопластики. Наиболее интересными образцами монументальной и станковой скульптуры, выполненной методом гальванопластики, могут служить памятник В. И. Ленину в Ленинграде скульптора Н. В. Томского, бюст Карла Маркса скульптора Н. Г. Литовченко и многие другие.

Гальванопластика — технология электролитического копирования рельефных оригиналов. Позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации.

Гальванопластика - получение сравнительно толстого слоя металлических осадков на поверхности какого-либо предмета.

Целью гальванопластики является воспроизведение формы предмета посредством электролитического осаждения металлов. При гальванопластике осадки получаются массивными, прочными, легко отделяющимися от покрываемой поверхности. Основное применение в гальванопластике имеет медь; более ограниченное использование железа, никеля, серебра, золота. В гальванопластическом производстве труб и других полых предметов электролитическое осаждение ведётся на сердечники из легкоплавких сплавов, которые потом удаляются путём нагрева выше температуры их плавления.

Основным назначением художественной гальванопластики является воспроизведение (репродуцирование) скульптур. Под репродуцированием понимается изготовление копий со скульптур, выполняемое с полным сохранением объемных размеров и фактуры. Термин «скульптура» применим не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к бюстам, горельефам, барельефам, медалям. Гальванопластический метод репродуцирования скульптур — пока единственное средство, при помощи которого можно безукоризненно передать все тонкости оригинала, т.е. сохранить всю специфику мастерства скульптора. Преимущество этого метода заключается и в том, что он дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок, снижая расход металла, упрощая монтаж и облегчая нагрузку на строительные конструкции, что особенно важно для применения гальвано скульптуры в архитектуре. Методом гальванопластики могут быть изготовлены не только законченные скульптурные произведения, но и отдельные декоративные элементы, например, орнаменты для дверных ручек, торшеров, люстр, мемориальных досок, письменных приборов, мебели и т.д. Художественные гальванопластические детали можно также с успехом использовать для декоративных изделий из стекла и керамики. Гальванопластику можно применять в реставрационных работах для укрепления каких-либо металлических музейных деталей и изделий.

Гальванопластику широко используют для изготовления товаров широкого потребления: кувшинов, абажуров для настольных ламп, мемориальных досок и табличек с надписями, фильтров для выжимания плодово-ягодных соков, колпачков авторучек, фурнитуры, брошек, пуговиц, барельефов и медалей.

Технология гальванопластики успешно применяется в разных сферах бизнеса; ее использование открывает потрясающие возможности для ювелирного дела, мебельного производства, багетных мастерских, изготовления церковной утвари и сувенирной продукции, а также многих других областей. Изготовление гальванопластических копий предоставляет ряд преимуществ: высокое качество воспроизведения, низкая стоимость, возможность изготовления как единичных изделий, так и крупных партий и другие.